Нож выживания воздушных сил, или как часто называют — нож «авиационный», разрабатывался в свое время на основе традиционного охотничьего ножа, который выпускался вплоть до 1991 года предприятием «Складные ножи» в городе Ворсма. До сих пор на просторах интернета можно найти довольно много объявлений о продаже авиационного ножа в очень хорошем состоянии, а иногда даже предлагаются модели со следами складского хранения. Что это — восстановление производства старой и достаточно популярной модели или распродажа складских остатков — сказать сложно.
Для армейских летчиков очутиться в дикой чаще лесной или по шею в дурно пахнущем болоте всегда было одной из очень неприятных, но предусматриваемых профессией ситуаций. Во многих книгах, посвященных ножам, отмечается, что именно авиация «породила» понятие НАЗа — носимого аварийного запаса (комплекта) как такового. А поскольку в авиации всегда существовала неразрывная связь с весовыми ограничениями поднимаемой в небо нагрузки, то входящие в бортовой аварийный комплект инструменты и приспособления просто обязаны были быть сколь возможно компактными и максимально универсальными. Отсюда до идеи «ножа выживания», как говорится, «при попутном ветре доплюнуть можно».
Однако ни в Первую ни во Вторую мировые войны шаг этот так и не был сделан. Прошло время, началась война во Вьетнаме, в которой в невиданных ранее масштабах стали использоваться вертолеты. Из падающего вертолета крайне сложно выпрыгнуть с парашютом. Тем, кто находится внутри вертолета, как правило, остается лишь как можно крепче «держаться» за мастерство пилотов и собственное везение. А вертолет, как известно, штука очень хрупкая и
слишком пожароопасная. И выжить при падении — еще не конец приключений, необходимо суметь максимально быстро выбраться из искореженной машины и успеть до вероятного взрыва убраться вертолета подальше. При этом не забыть о товарищах на борту, которые могут оказаться ранеными, зажатыми элементами конструкции и т.п.
В подобных ситуациях счет идет буквально на секунды. А «голыми» руками много не сделаешь. Значит, действовать придется максимально быстро, используя только то, что было при себе. И то, что можно постоянно носить с собой — нож.
Очень любопытным является тот факт, что в авиационном ноже мы сталкиваемся со своеобразным антиподом классического ножа выживания, хотя этот нож как раз и должен был обеспечить выживание потерпевших катастрофу пилотов. Простота исполнения данного ножа противостоит излишней усложненности и максимальной функциональности многих ножей, должных обеспечить выживание летного состава в конкретных условиях. Большинство современных ножей выживания безуспешно пытаются охватить асе задачи и все условия, в которых могут оказаться пилоты. И в угоду этому многие ножи выживания превращаются в универсальных монстров, чей внешний вид и функциональность становятся притчей во языцах е среде профессионалов и продвинутых пользователей.
К другим названиям этого ножа можно отнести такие:
— ГДР-овский;
— «нож космический»
Это свидетельствует, скорее всего, о местах массового расхищения остатков социалистической собственности, то есть местах «ухода» этих ножей на гражданку. Первое название — ГДР-овский нож — Западная группа войск и, к примеру, Звездный городок, где занимались подготовкой космонавтов.
Что же касается самого авиационного ножа, это была мечта 80-х и 90-х годов XX века. Авиационный нож входил в наборы лагерных и аварийных запасов в НАЗ-7, НАЗ-7М, НАЗ-8. По качеству (относительному) — один из лучших ножей советского периода. Тогда о таких ножах, как Каратель, советские летчики могли только мечтать.
Нож «Авиационный» — ТТХ:
- Тип: армейский складной нож
- Длина ножа, мм 205
- Длина лезвия, мм 85
- Ширина клинка (макс.), мм 15
- Толщина обуха, мм 2,8
- Длина рукояти, мм 120
- Ширина рукояти, мм 20
- Толщина рукояти, мм 20
- Материал рукояти: текстолит
- Отделка клинка: полировка
Нож авиационный соответствует по качеству повышенным требованиям, предъявляемым военной приемкой. Нож имеет классический клинок типа дроп-поинт. Геометрия клинка позволяет работать в том числе и самым его кончиком. Пила является обязательным средством выживания для летчиков. Она разрабатывалась и испытывалась на материалах обшивки самолета, а так же предназначена для обеспечения выживания летного состава после катапультирования и позволяет работать по древесине и кости.
В задней части рукояти ножа расположен выступ фиксатора для складывания клинка и кольцо для крепления ножа на карабине или страховочном шнуре. Клинок ножа имеет вогнутые спуски. На конце пилы имеется плоская шлицевая отвертка, накладки рукояти текстолитовые.