Оружие самообороны, охотничье оружие, боевое оружие, туристическая экипировка

Национальное оружие — цыганский нож

Автор статьи / Янв 22nd, 2012 / статья из категории Холодное оружие. Подпишитесь на данную статью посредством RSS 2.0. Вы можете оставить ответ

Цыгане — одно из самых многочисленных этнических меньшинств, о них знают все и практически во всех странах. Кто не помнит колоритный образ испанской цыганки Эсмеральды из исторического романа «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, любители музыки непременно должны были слышать песню «The Gipsy» легендарной рок-группы «Deep Purple»... А кто не слышал оперу «Кармен» Жоржа Бизе!Легендами советского кино стали песни «Мохнатый шмель» из кинофильма «Жестокий романс», «Гадалка» — из кинофильма «Ах, водевиль, водевиль...»

Различные сферы искусства имеют «цыганский» отпечаток: Микеланжело Караваджо написал свое полотно «Гадание» на спор, румынский художник Николае Григореску создал неповторимый образ цыганки на своем полотне «Цыганка из Гергань». Проспер Мериме не только писал о цыганах, но и рисовал их — акварель «Цыганская семья» яркий тому пример!
Этот список можно продолжать очень долго! Среди самих цыган есть очень много знаменитых людей — писателей, художников, артистов и т.д.

Мы не ошибемся, если скажем, что за прошедшие столетия цыгане заслужили репутацию прирожденных бродяг, которые, повинуясь голосу крови, не могут долго усидеть на одном месте.
Если говорить о происхождении цыган, то нужно отметить, что сейчас по этому поводу уже нет сомнений — они произошли из Северной Индии. Сама теория об индийском происхождении цыган далеко не нова — ее выдвинули примерно 200 лет назад, опираясь на подобиях между цыганским языком и индийским санскритом. Однако, биологических и генетических доказательств предъявлено не было. Эти доказательства были предъявлены группой ученых из университета Западной Австралии (University of Western Australia), которые изучили происхождение 8 из 10 миллионов жителей Европы, называемых Gypsies (искаженное от «египтяне» — Egyptian) и были получены новые доказательства того, что цыгане происходят не из Египта или Тибета, как гласит легенда, а из Индии. Таким образом, путь, которым прошли цыгане, реконструируется сейчас следующим образом: из Индии они двинулись через территорию нынешних Ирана, Афганистана и Армении, далее произошло разделение. Часть цыган по-вернула в сторону Палестины и Египта (где и осталась), часть направилась непосредственно на территорию Византии. В Византии цыгане сделали длительную остановку, прежде чем возобновить свое движение в сторону Восточной, а далее и Западной Европы.

Говоря о цыганских ножах также хочется напомнить, что на католическом Западе, вскоре после появления цыган, повсеместно были приняты законы об их изгнании, но в Византии таковых не было. Наоборот, сохранились документы, которые свидетельствуют о том, что в ряде мест они имели некоторые привилегии. Также эти документы замечательны тем, что в них уже был указан род занятий цыган — написано, что это мастера, занятые обработкой металла. В других источниках также упоминается, что цыгане обладали монополией на работу с металлом. Многие авторы также пишут о том, что цыгане, при их кочевом образе жизни, не могли обладать какой-то определенной технологией изготовления ножей и ковали изделия на продажу, подлаживаясь под привычные на рынке изделия. То есть.
согласно последней версии, цыганские изделия были такими же, как у крестьян, так как они изготовляли то, что пользовалось спросом среди местного населения. Но, все-таки, есть и другие версии, с которыми интересно ознакомиться...

Так, в литературе упоминается, что в четырнадцать лет цыганский мальчик делает себе нож («чив» или «чури»). Он имеет характерную луковицеобразную форму. Нередко его изготовливают из старого напильника или старой пилы.
Лезвие затачивают в виде серпа и остри-ем втыкают в самодельную деревянную рукоятку. Такие ножи используют для резьбы по дереву и для разнообразных работ в повседневной жизни лагеря.
«Чури» в переводе с романэс — «нож». Его носит с собой почти каждый цыган, а шувано — цыганские шаманы — обязательно. Кстати, «шаманизм» распространен по всему миру: у сибирских народностей, австралийских и африканских племен, американских индейцев и других сообществ. Шувани и шувано имеют отношение к шаманизму, но только отчасти. В то же время особых магических ножей у цыган нет.

Кроме вышесказанного, чури иногда делают из старого кухонного ножа. Лезвие вынимают из прежней рукояти и вставляют в новую, изготовленную из дерева, подогнанную специально под руку владельца. Лезвие же стачивают до 7-10 сантиметров в длину.
Что касается шувано, то они часто украшают рукояти своих ножей. И опять таки выбор символов зависит исключительно от предпочтений владельца. Цыганский чури всегда затачивается очень остро, и его используют для любых работ. Наиболее часто с его помощью делают бельевые прищепки и деревянные цветы — предметы, предназначенные на продажу. При нанесении резьбы нож крепко удерживают на колене, двигая лишь деревянный брусок.

 

Также ходят легенды о необычной цыганской заточке ножа. Такая заточка считается очень не стойкой, но очень аг-рессивной при резании плотных волок-нистых материалов. Нож точится на обычных камнях, режущая кромка вы-равнивается на мелком, затем, одна сто-рона уже готовой режущей кромки нес-колькими движениями с сильным нажи-мом протачивается на очень грубом камне «обратным ходом» — обухом впе-ред. Затем очень мягкими движениями, на тонком камне, с другой стороны лез-вия, «лезвием вперед». Полученный зу-бастый заусенец чуть обтачивается и «выставляется» в нужном направлении.
Что-то похожее можно добиться, если просто одну сторону ножа точить на очень грубом обдирочном камне, а вто-рую доводить на гладком. Режущая кромка получается пилообразная в большей мере, чем обычно. При такой заточке нож получается очень острым, но очень быстро тупится.

Согласно другим данным внешний вид и форма ножа не имеют особого значения — отличие в неписанных законах. У цыган многих этногрупп было «табу на железо». Это означало, что в драке цыган не имел право пускать в ход нож или топор против другого цыгана. Нарушитель такого запрета попадал под ритуальное осквернение и становился «магирдо» (то есть, неприкасаемым). Смысл этого обычая в том, что цыган и так мало. Если они будут друг друга резать, то это — преступление против народа в целом. К слову, именно этот взгляд хорошо отражен в сцене драки на рынке в фильме «Табор уходит в небо».

Разу-еется, у табу были и ограничения. Если на цыгана нападают трое цыган (или более) и его жизнь в опасности, он имел право драться железом, что тоже мудро.
Таким образом, трудно по данным литературы составить точное понятие о цыганском ноже. Единственное, что можно сказать, так это то, что цыганский нож — это не миф! Можно также сделать вывод, что цыганские ножи отличаются от других ножей тем, что изготовлены они все-таки выходцами из Индии и имеют определенный шарм, есть в них какой-то национальный колорит, присущий всему цыганскому народу!


Для примера давайте посмотрим на цыганский нож и топор. Доподлинно известно, что это цыганские изделия XIX столетия. Рассматривая их, кажется, что ничего особенного в них нет, но в то же время они — другие. Есть в этих вещах какая-то непонятная привлекательность. Например, представленный десятисантиметровый складной нож имеет очень необычную форму. Он довольно удоб-ный, а также очень опасный. В разложенном состоянии длина ножа — 18 см.

Форма лезвия лодкообразная, с загнутым концом, режущая кромка до сих пор еще очень острая. Если такое лезвие будет использоваться для защиты, то раны будут смертельными. Представьте, что будет, если такой нож приставить к горлу! На лезвии также есть клейма.
Рукоять сделана из дерева, украшена накладками и вставками из металла, что придает ножу действительно привлекательный вид. Видно, что нож сделан, как говорится, с душой. Не зря в некоторых литературных источниках написано, что нож и трубка — одни из самых дорогих для цыган вещей.

Также необходимо отметить, что кроме кузнечного дела цыгане часто подрабатывали заточкой ножей и нож-ниц, у них были даже специальные те-лежки для заточки ножей. Как уже было написано, цыганская заточка — очень агрессивная, тем более в сочетании с такой формой лезвия.

Сейчас цыгане теряют свою самобытность. Это связано с более оседлым образом жизни, привязанностью к месту работы, учебы и так далее. Сегодня трудно где-ни будь заметить яркие вардо и бендеры, в которых жили цыгане, яркие костры, таборы... Все это становится редкостью.
Все больше распространяются различные мифы о цыганах, а также некоторые несознательные цыгане, используя нехитрые приемы мошенничества, зарабатывают плохую репутацию для всего своего народа.

Настоящий цыган всю свою жизнь находится в пути, физически или духовно, а также не забывает ни о земных делах, ни о душе.
Цыганский флаг, принятый на Первом Всемирном цыганском конгрессе в Лондоне, в 1971 году, — красное колесо (символ вечной дороги), напоминающее индийский знак «чакра», которое размещено на голубой и зеленой полосах, символизирующих небо и луга.
И пусть цыгане остаются цыганами, помнят о своих корнях, соблюдают традиции и остаются целостным народом!

Оставьте комментарии