Одними из самых загадочных и легендарных мечей в мире являются таинственные клинки Мурамаса, которые известны также тем, что они были объявлены вне закона в феодальной Японии.
Мастера Мурамаса и Масамуне
В стране восходящего солнца всегда относились к мечам и оружию с величайшим почтением. Считалось, что мастер, кующий японский меч, должен быть благородного происхождения, религиозным и презирать все мирские излишества и блага. Этакий аскетичный самурай. Мастера проходили специальные ритуалы посвящения и очищения, и характер и личные качества мастера воплощались в выкованных им клинках. Таким был и мастер Сэндзо Мурамаса. Он родился в 1341 г. в деревне Сэндзи и был учеником великого мастера Масамунэ. Его мастерская находилась в маленьком селении Кавана, провинции Сагама (Сосю). Этот незаурядный человек был «превосходным кузнецом, но при этом обладал вспыльчивым и неуравновешенным характером, граничащим, с безумием, который, как считалось, передавался и его клинкам…
Есть версия что Мурамаса — это целая династия оружейников.
Первым в этой семье великих мастеров был Сэнго Мурамаса, который работал в поздний период эпози Муромати (около 1460 года). Он получил духовное имя Нюдо Мёдаи, но подписывался всегда светским именем — оно состояло из двух иероглифов, которые можно увидеть на хвостовике меча:
Вторым в династии был его сын, которого также звали Сэнго и он подписывался точно такими же двумя иероглифами — Сэнго Мурамаса.
Его сын также стал оружейных дел мастром, а подписывался как Мэису Кувана дзю Мурамаса.
Историки до сих пор теряются в догадках — сколько же на самом деле поколений было в этой династии. Дело в том, что мастера Мурамаса не ставили дат на своих клинках, и до наших дней дошел всего один меч с датой. Скорее всего, это меч второго Мурамаса. Однако, если это на самом деле так, первый Мурамаса никак не мог жить в то же время, что и его предполагаемый учитель Масамунэ. Между тем, большинство старинных книг и хроник настаивают на том, что между двумя этими величайшими мастерами существует преемственность.
Исходя из этого факта историки сделали предположение, что в династии было еще одно поколение — четвертое — о котором не осталось никаких упоминаний в летописях.
Легенды о мечах Мурамаса
Легенды гласят, что однажды обнажив клинок Мурамаса, он не найдет покоя и будет взывать к крови, пока не успокоится, убив врага. Если же хозяин не позаботится напоить меч чужой кровью, то клинок напьется кровью самого хозяина. Существует также история Масамунэ и Мурамаса, по которой два клинка работы этих мастеров воткнули в дно реки.Листья, плывущие по течению, аккуратно огибали клинок Масамунэ, а клинок Мурамаса рассекал их надвое.
Несмотря на кажущуюся мистическую природу легенд, имеются факты, которые заставляют поверить в них.
По легендам роклятье клинков Мурамаса было направлено против клана Токугава, который правил Японией в эпоху Эдо (1603—1868). Мурамаса был не согласен с политикой Токугавы Иэясу, который стремился завладеть властью над всей Японией, и поэтому вложил в свои мечи проклятье для его семьи.
Данные факты подтверждены документально, и Доподлинно известно, что с мечами мурамаса связана череда смертей и несчастных случаев в династии великого Иэясу.
- В 1535 Киёясу, дед первого Сёгуна Токугава Иэясу, был убит своим слугой Абе Масатоё. Киёясу был рассечен надвое мечом Мурамаса.
- В 1545, Матсудаира Хиротада (отец Иэясу) был смертельно ранен Иваматсу Хачия, который был вооружен мечом Мурамаса.
- Сам Иэясу в детстве по случайности серьезно ранил себя собственным вакадзаши работы мастера Мурамаса.
- Когда в 1579 году Ода Нобунага приговорил к сеппуку Нобуясу, сына Иэясу, секундант отрубил ему голову катаной Мурамаса.
- В битве при Сэкигахара, после поражения Ишида и Кониши в 5 год Keicho, один из генералов Иясу (Oda Kawachi no Kami) Нагатакэ разрубил своим яри шлем Тода Сигэмаса, и Иэясу захотел посмотреть на столь острое оружие. Изучая клинок, он порезался и со вздохом сказал, что должно быть, его выковал Мурамаса. Впоследствии это оказалось правдой.
Учитывая эти события и то, что, казалось бы, проклятие на дом Токугава было делом рук мастера Мурамаса, Токугава Иэясу запретил владение любыми клинками Мурамаса, под страхом смертной казни.
Ответ был предсказуемым. Много мечей работы мастера Мурамаса были уничтожены, но многие были спрятаны, а на некоторых из них подписи мастера были удалены или изменены, чтобы позволить владельцу носить их. Примеру Токугава последовали и другие. Даже в течение ста лет после смерти Иэясу Токугава ношение и хранение этих мечей сурово каралось. Так в 1634 Таканак Уме но Сукэ Шигеёши, судью Нагасаки, приговорили к совершению сеппуку, когда обнаружили, что он хранил 24 клинка Мурамаса.
Несмотря на непревзойденное качество закалки и ковки официальные эксперты, такие как Хонами Котобу, называли клинки Мурамаса низменными, кровожадными и недостойными и вычеркивали их из реестров своей гильдии. Клинки Масамунэ, учителя Мурамасы, напротив считались не только качественными, но и «высоконравственными».
До наших дней дошло всего около 40 мечей Мурамаса,из которых четыре находятся в музейных коллекциях, остальные — у частных коллекционеров.
Из-за уникальной легенды клинков Muramasa они стали частью неотъемлемой истории Японии, и часто упоминаются в литературе и театральных постановках, с тех пор, как 500 лет назад молот начал свою работу в кузнице Muramasa.
Характеристики мечей Мурамаса
Мечи Мурамаса известны своим невероятными характеристиками, и все связанные с ними мистическим историям обязаны именно им. Клинки мастера Мурамаса отличались невероятной остротой и прочностью, и обладать ими считали за честь выдающиеся самураи.
Рассказывают о инциденте в замке Эдо. Мацудайра Geki, как говорят, убил пять человек, используя меч Muramasa. Geki находился с 5 людьми в библиотеке Nishimaru, он вдруг встал и молча взмахнул мечом, и голова Honda Иори слетела с плеч. Тода Hikonoshin вскочил, чтобы убежать, но Geki рассек его по диагонали через плечо одним мощным ударом. Numata Sakyo был перерублен пополан ниже плеч. Так трое были убиты в 4-е взмаха меча. Другие, Ками Горо и Mabe Genjuro пытался бежать, но были зарублены. Вот каковы возможности клинка Muramasa в руках неплохого бойца.
В книгах по оружейному искусству, которые были написаны много позже после жизни Мурамаса утверждается, что их мечи больше похожи на традицию Мино, а не Масамунэ. Но по сути, мечи сочетают в себе характеристики и той, и другой традиции.
Мечи всех троих мастеров обладали следующими характеристиками:
- Лезвия следующих форм: катана, вакидзаси, танто, несколько тати и немного яри (копье). В целом по форме они соответствовали лезвиям Мино, за исключением того, что клинок был более широким и тонким, линия синоги размещалась выше, острие было длиннее.
- Текстура поверхности — итамэ-масамэ (прямая слоистость).
- Цвет поверхности — чистый темно-синий с ниэ (относительно крупнозернистые зеркально-подобные частицы мартенситы на линии закалки).
- Линии закалки волнистые, или напоминающие по форме голову божества Дзидзо.
- Линия хамон с одной стороны клинка зеркально повторяет хамон противоположной стороны. Кроме этого, хамон мастера с очень мелкими деталями, практически касающийся ха.
- Гравировка на клинке встречается редко, гораздо чаще бывают желобки.
- Хвостовик формы «живот рыбы».
- Хамон с поверхностью нанако (поверхность в виде «икры рыбы»), в которой гранулы расположены диагональными линиями с образованием ромбиков, или нотарэ — волнистая линия, смешанная с хако (неровная линия с «коробочками»), многие с укрупнением к рукояти. Основание линий часто продолжается до края, иногда с аси (тонкие секторы мягкой стали на клинке, идущие до самой режущей кромки лезвия). Цвет якибы (закаленной части клинка) чистый кристалльный белый с голубоватым оттенком.