Тяжелые мины ОЗМ-152, ОЗМ-165 и ОЗМ-145

Камора насаживалась на донную часть чугунного корпуса и приваривалась к нему. Взрывной механизм мины состоит из взрывателя МВ-2, ввёрнутого в резьбовое очко дна корпуса и троса длиной 1,25 м и диаметром 5 мм, укреплённого одним концом в проушине спуска взрывателя, а другим — на крючке дна вышибной каморы. При подаче электрического импульса электровоспламенитель поджигает пороховой заряд, и давлением пороховых газов корпус мины отрывается от каморы и подбрасывается вверх. Трос при вылете мины натягивается, срезает чеку взрывателя и вырывает спуск из корпуса взрывателя. Шток спуска, выйдя из своего гнезда, освобождает стопорный шарик, который выталкивается в боковой канал и этим освобождает ударник; последний накалывает капсюль-воспламенитель детонатора, вызывая взрыв последнего, а потом и срабатывание дополнительного детонатора и разрыв основного заряда мины.

Тактико-технические характеристики мины ОЗМ-152: масса — 50,5 кг; масса заряда ВВ — 8,3 кг; масса вышибного заряда — 0,3 кг; высота мины (с крюком) — 604-613 мм; наибольший диаметр (вышибной каморы) — 180 мм; средний радиус разлёта осколков — 70 м; радиус сплошного поражения живой силы — 30-35 м; дальность пробивания осколками 16-мм брони — 20 м.

К началу Великой Отечественной войны было изготовлено небольшое количество мин ОЗМ-152, т.к. их предполагалось устанавливать в укреплённых районах заранее, но в то же самое время тогдашние электропровода не обеспечивали надёжную работоспособность при продолжительном нахождении в грунте. Уже во время Великой Отечественной войны выявились недостатки мины ОЗМ-152, к которым относятся: сравнительная сложность устройства мины и взрывателя, сложность сборки и разборки мины, особенно в полевых условиях, трудность выполнения сварного шва вышибной каморы герметичным, что иногда приводило к отсыреванию порохового заряда. Кроме того, отмечались случаи разрыва мины в земле вследствие проникания к капсюлю- детонатору горячих пороховых газов через неплотности взрывателя.

В 1942 г. полковником Я.М.Рабиновичем была создана мина ОЗМ-165 , которая хотя не могла прыгать, но была очень простой по устройству. Мина ОЗМ-165 состоит из чугунного корпуса, заполненного зарядом из суррогатного ВВ, в котором помещается дополнительный детонатор из 200- или 300-г тротиловой шашки, которая удерживается слоем плавленого тротила толщиной около 5 мм. Окно в донной части мины закрывается крышкой. Взрыв мины производится электродетонатором, вставленным в гнездо мины.

Технические характеристики мины ОЗМ-165: масса — 25 кг; масса заряда ВВ — около 4 кг; высота — 320 мм; диаметр— 165 мм; радиус сплошного поражения осколками — около 35 м.

Мина ОЗМ-165 была предназначена главным образом для применения в зимних условиях. Её устанавливали в снег на поверхность грунта.

В 1943 г. инженер-подполковник М.Н.Марголин разработал упрощённую прыгающую версию мины, которая получила название ОЗМ-145 . Мина ОМЗ-145 состоит из стального стакана, разделённого на две неравные части диафрагмой. В верхней части находится заряд ВВ и запальный стакан для помещения дополнительного детонатора из трёх буровых тротиловых шашек. Нижняя часть служит вышибной каморой, в которой помещён заряд чёрного пороха и электрозапал. В центре диафрагмы имеется канал с заложенной в него пороховой мякотью, выполняющей роль замедлителя. Дно вышибной каморы укреплено винтами. При воспламенении вышибного заряда давлением пороховых газов резьба на винтах разрушается, и мина выбрасывается в воздух. Замедлитель прогорает и приводит в действие капсюль-детонатор, установленный в гнездо нижней буровой шашки, и мина взрывается.

Характеристики мины ОЗМ-145: масса — 34 кг; вес основного заряда ВВ — 3,8 кг; вес вышибного заряда — 0,1 кг; высота — 440 мм; диаметр — 145 мм. Подрыв вышеописанных мин осуществлялся как специальными приборами управления, которые будут рассмотрены ниже, так и автономно — в электрическую цепь мины подключался вибрационный замыкатель ВЗ-1 (мина срабатывает от вибрации) или электроконтактная пробка, которая устанавливалась во взрыватель МУВ (мина срабатывает при натяжении проволочной растяжки). Мины ОЗМ-152, ОЗМ-145 и ОЗМ-165 применялись при заблаговременной подготовке оборонительных рубежей и районов заграждений. При минировании аэродромов в районе г. Харькова оперативно-инженерная группа полковника И.Г.Старинова применяла мины ОЗМ-152 с замыкателями ВЗ-1 и с часовым или электромеханическим взрывателем замедленного действия. Мины были установлены с замедлением от 8 до 90 суток по сторонам взлётно-посадочной полосы (ВПП), а замыкатель был подведён под ВПП с помощью буровой скважины. На аэродроме вблизи станции Рогань мины были так качественно замаскированы, что немцам не удалось ни одной из них найти. В итоге весной 1942 г. во время посадки взрывами были повреждены два вражеских самолёта. На аэродроме в г. Чугуеве было установлено, помимо мин замедленного действия, 20 мин ОЗМ-152. Всё это не позволило немцам пользоваться аэродромом до весны 1942 г.

Первое время в начале Великой Отечественной войны, ввиду нехватки осколочно-заградительных мин (да и мин других типов) для устройства оборонительных рубежей советские сапёры изготовляли мины непосредственно из артиллерийских снарядов. Они мастерили противопехотные и противотанковые мины, как управляемые по проводам, так и устанавливаемые с проволочной растяжкой. Делали и прыгающие ОЗМы из артиллерийских снарядов, для чего были необходимы электродетонатор мгновенного и замедленного действия; первый обеспечивал выброс мины из грунта (установлен в вышибной заряд), а второй — подрыв мины в воздухе (установлен в сам снаряд). Однако электродетонаторы замедленного действия были в наличии далеко не всегда, и тогда подрыв мины в воздухе осуществляли с помощью взрывателя МУВ, к боевой чеке которого был привязан один конец проволочной растяжки, а второй — к вбитому рядом с миной колышку.

Наличие большого количества негодных к стрельбе снарядов как своих, так и трофейных открывало огромное поле деятельности для их использования в качестве инженерных боеприпасов, однако изготавливать самодельные вышибные камеры и найти электродетонаторы замедленного действия во фронтовых условиях далеко не всегда было возможным. Ввиду этого предприятиям оборонной промышленности было дано задание создать устройство, позволяющее в короткие сроки приспособить снаряды и миномётные мины крупных калибров для устройства осколочно-заградительных мин.

Такое устройство было создано в 1942 г. в уже упоминавшемся ранее ГСКБ-47, под руководством Н.С.Носкова и Б.М.Ульянова. Оно получило название «Универсальная вышибная камора», сокращённо — УВК. В ГСКБ-47 были предложены три варианта УВК, но на вооружение был принят только один. К сожалению, сейчас нельзя сказать, чем отличались все три варианта между собой. Очко под взрыватель большинства отечественных артиллерийских снарядов и миномётных мин имеет одинаковый диаметр и стандартную резьбу, благодаря чему они могут быть использованы с одной и той же вышибной каморой. Для использования трофейных боеприпасов, также имеющих одинаковый диаметр и резьбу очка под взрыватель, камора имела специальное посадочное место. Камора состоит из стального корпуса с приваренной крышкой, ввинченной в крышку втулки с двумя нарезками для навинчивания снарядов, вышибного заряда с электрозапалом, двух замедлителей, промежуточного детонатора с капсюлем-детонатором и стопинового воспламенителя.

Камора работает следующим образом. При замыкании цепи электрического тока или зажигании стопинового воспламенителя воспламеняется вышибной заряд. Давлением пороховых газов крышка по сварному шву отрывается от корпуса каморы и вместе с втулкой и навинченным на неё снарядом вылетает вверх. От пламени вышибного заряда загорается пороховая мякоть двух замедлителей. От них пламя передаётся слою чёрного пороха, а от последнего — капсюлю-детонатору, вставленному в промежуточный тетриловый детонатор, вызывающий взрыв заряда мины (артиллерийского снаряда или миномётной мины). Общий вес каморы около 3 кг; вес вышибного заряда — 100 г; время замедления порохового замедлителя — 0,8 с; длина стопинового воспламенителя — 1,25 м; диаметр каморы — 132 мм. При подрывании мины электрическим способом применяется подрывная машинка или батарея, а при подрывании с помощью стопинового воспламенителя применяется взрыватель МУВ. Для устройства управляемых противотанковых минных полей специальные мины не применялись.

Для этого использовали стандартные мины (как отечественные, так и трофейные) после соответствующей доработки. Также применяли самодельные фугасы, помещаемые в деревянные ящики, которые снабжались замыкателем. Причём на каждую мину мог быть как один, так и два замыкателя, и если мина была самодельной, то один из замыкателей был составной частью такой мины. Для устройства противотанковых минных полей использовалось три основных замыкателя: коробчатый пружинный замыкатель, замыкатель ЗЭМ-2  и жердевой замыкатель. Коробчатый пружинный замыкатель был разработан полковником Я.М.Рабиновичем. Замыкатель состоит из двух деревянных планок, соединённых между собой брезентовой тесьмой, прибитой к рёбрам этих планок гвоздями. Планки отжимаются одна от другой двумя стальными спиральными пружинами. На внутренней стороне верхней планки по обоим её концам укреплено по латунному контакту, которые соединены между собой. Против них в нижней планке укреплены две латунные пластинки, также соединённые между собой. Проводники от контактов и пластинок выводят сбоку через прорезы в брезентовой тесьме. При наезде танка или автомашины на замыкатель пружины сжимаются, и контакты замыкаются. Усилие, необходимое для замыкания контактов, — 6 0 — 80 кг. Замыкатели выпускались не осмолёнными, и перед установкой их необходимо было осмолить.

Замыкатель ЗЭМ-2 был разработан Ю.С.Хлебцевичем и М.Е.Жаботинским. Замыкатель состоит из двух фанерных планок, отделённых одна от другой по краям деревянными рейками и скреплённых по всему периметру металлическими заклёпками с шайбами. На внутренней поверхности и средней части каждой планки прочно закреплены по всей длине голые концы проводников, идущие зигзагообразно и в плане перекрещивающиеся один с другим. К контактным проводникам присоединены изолированные проводники, выходящие наружу и служащие для включения замыкателя в сеть. На наружных поверхностях фанерных планок в средней части (напротив контактных проволок) скобами прикреплены деревянные накладки, создающие большую упругость системе и гарантирующие замыкание контактных проволок при нажиме на замыкатель. Весь замыкатель хорошо осмаливается. При нажиме на замыкатель средняя часть верхней фанерной планки прогнётся внутрь, и перекрещивающиеся контактные проволоки замкнут электрическую цепь. Давление, необходимое для замыкания контактов, — 60-90 кг, и оно зависит от сорта и толщины фанеры. Замыкатель весит около 0,8 кг. Жердевой замыкатель был разработан старшим лейтенантом Уткиным. Замыкатель состоит из трёх жердей и контакта. Жерди одним концом закреплены на лежне, другой конец лежит свободно на втором лежне. Средняя жердь выделанным на конце шипом входит в гнездо столба, устанавливаемого на обочине дороги с той стороны, где жерди не скреплены лежнем. Сверху шипа прибита деревянная колодка. На верхнюю грань колодки и к верхней стенке гнезда столба прибиты контакты в виде металлических пластинок, к контактам присоединены проводники для включения замыкателя в электрическую цепь. Действие замыкателя основано на том, что при наезде на жерди танка, автомашины и т.п. они прогнутся в средней части вниз, а концы приподнимутся вверх и замкнут этим самым электрическую цепь.

Автор: Иван Кочин

журнал «Оружие» №6 (июнь/июль) 2012 год «Мины работают по команде»

Add Comment