Бронепоезд – оружие будущего?

Не так уж давно на телеэкранах пронёсся «Последний бронепоезд». Уже из названия сериала следует, что это было последнее боевое применение бронепоездов. Но, оказалось, так казалось.

В середине августа этого года под Волгоградом проводились учения тыловых частей российской армии, в которых участвовали бронепоезда «Амур» и «Байкал», принадлежащие железнодорожным войскам. В задачи их «экипажей» входили охрана и оборона восстановленных ж/д мостов от диверсантов.

bronepoezd-2

Бронепоезд против Китая

В 70-х годах ХХ века резко ухудшились отношения между Китаем и СССР, поэтому потребовалось обеспечить безопасность участков Транссибирской магистрали, проходящих неподалёку от границы. Поскольку железная дорога была наиболее удобной и быстрой транспортной магистралью в тех местах, было решено построить модульные поезда: небольшой бронированный паровоз помещался между платформами, на которых устанавливались танки и БТРы. На каждой платформе также находилась бронированная будка для мотострелков.

 

После выполнения своей задачи эти поезда были отправлены на консервацию.

И снова здравствуйте!..

Надобность в бронепоездах вновь возникла уже в 1990 г., когда начались беспорядки в Азербайджане. Бронированные монстры охраняли важные ж/д узлы и сопровождали воинские эшелоны и грузы. Позднее с той же целью их направили в Нагорный Карабах.

Применялись бронепоезда и в чеченских кампаниях. Первый из них прибыл в Моздок в декабре 94-го. Впрочем, в сводках его называли «спецпоездом», что более соответствовало действительности: он состоял из «штатных» броневагона и бронеплощадки с зенитками, дополняли их несколько платформ, гружённых материалами для восстановления путей и мостов, и две платформы для БМП или танков. В качестве средства связи использовался обычный армейский автомобиль-радиостанция, намертво закреплённый на платформе. Брони как таковой на платформах не было, личный состав укрывался на них за «брустверами» из шпал и за мешками с песком. Сия конструкция лишь снаружи обшивалась стальными листами. Да и паровоз был самым обычным, также обшитым железом. Фактически это были блиндированные поезда, похожие воевали ещё в англо-бурскую войну.

Так была защищена радиостанция.

Так была защищена радиостанция.

Задача бронепоезда была традиционной: переброска личного состава, сопровождение эшелонов и ремонт железной дороги.

В целом же железнодорожные войска, которым принадлежат спецпоезда, выполняли весьма широкий спектр задач:

  • разминирование, охрана и сопровождение военных составов на участке Моздок – Гудермес – Ханкала;
  • восстановление, ремонт и обеспечение работоспособности железнодорожной инфраструктуры в Чечне;
  • оборона и охрана мест базирования своих подразделений.

Поэтому если вы думали, что железнодорожники – это небоевые части, то будете неправы.

На боевые задачи поочерёдно направлялись 2-3 спецпоезда, другие в это время находились на базе спецпоездов под Ханкалой. Там пополняли и меняли экипажи, проводили боевую учёбы, готовили и ремонтировали к выходу на маршрут матчасть.

Бронепоезд в Ханкале.

Структура бронепоезда

Структура всех спецпоездов имела одинаковые общие элементы:

  • тепловоз в середине состава;
  • платформа, на которой устанавливался либо танк Т-62, либо БМП-2 (или обе машины сразу, если платформ было две);
  • 1-2 платформы с ЗУ-23-2;
  • крытый пульмановский вагон с бойницами, а также с башенками на крыше, в которых находились либо 12,7-мм пулеметы «Утес», либо гранатомёт АГС-17;
  • вагон с материалами, прозванный солдатами «каптёркой»;
  • плацкартный вагон (или два), в котором личный состав и экипаж отдыхали на территории охраняемых станций или на базе;
  • 2-3 платформы, на которых были рельсы, шпалы, мешки с песком. Их традиционно ставили впереди и позади состава, чтобы защитить поезд от мин и фугасов;
  • платформа с автомобилем-радиостанцией.
В башнях этого вагона устанавливались "Утёсы" или АГС.

В башнях этого вагона устанавливались «Утёсы» или АГС.

От радиоуправляемых мин защищали «глушилки», которыми обвешивались все вагоны.

В зависимости от задачи описанная выше структура могла видоизменяться, исключая некоторые, не нужные в данной ситуации, элементы. Никогда не убирались лишь платформы с бронетехникой и зенитными установками. При этом обустраивались они примерно одинаково. Зенитки устанавливались в передней и задней частях платформы и прикрывались с фронтальной стороны наклонными стальными щитами. Вдоль бортов устанавливались ящики с боеприпасами и необходимым имуществом. Посередине платформы из шпал, обшитых стальными листами, сооружалось укрытие. В нём расчёты зениток могли укрыться от огня, вести наблюдение за местностью и отдыхать. На платформах с БМП или танком такое же укрытие устраивалось со стороны кормы машины.

За зениткой видно укрытие для личного состава, сооружённое из шпал.

За зениткой видно укрытие для личного состава, сооружённое из шпал.

Нужны и поныне

В 2015 году бронепоезда собирались снять с вооружения. Однако министр обороны С. Шойгу решил их сохранить. И, как мы видим, они даже в учениях участвуют.

Если же, не дай бог, «завтра война, завтра в поход», бронепоезд вновь будет использоваться для охраны важных ж/д объектов. В каждом составе имеется 2 ЗУ-шки и стрелковый взвод, имеющий на вооружение автоматическое оружие, а также пулемёты и гранатомёты. Ну а дополнить состав платформами с танками и БМП дело недолгое…